Рекламные агентства

Реклама в интернет

Полиграфия

Наружная реклама

Репутация – это информационное по сути явление, которое отчасти пытаются описать и защитить с помощью права. Информационная природа репутации обуславливает необходимость взаимодействия методов права и PR при ее защите.

Информационная природа репутации обуславливает необходимость взаимодействия методов права и PR при ее защите. Рассмотрим возможности такой комплексной обороны этого нематериального актива компании с учетом следующих целей:
Описание взаимосвязи юридических и PR-аспектов в деятельности по защите репутации;
Ориентация в предусмотренных законодательством возможностях защиты репутации;
Представление основных схем эффективного PR-сопровождения судебных процессов, связанных с защитой репутации;
Разбор типичных ошибок и удачных решений при юридической защите репутации.

Юридический аспект защиты репутации проявляется в обращении в суд и другие правоохранительные органа. В рамках этой деятельности можно выделить два аспекта:
юридический, который связан с привлечение нарушителя к какой-либо ответственности ответственности, положительным решением суда;
информационный (PR), проявляющийся в работе с оценкой действий по защите репутации общественностью.

Информационный (PR) аспект в некоторых случаях важнее юридического, т.к. можно выиграть битву, но проиграть войну, т.е. решение суда будет в Вашу пользу, а репутация все равно пострадает. В целом защита репутации – это область, в который использование только юридических методов часто бывает не эффективно, т.к. сама репутация и воздействия на нее носят информационный характер, а значит подвержены искажениям, интерпретациям и т.д.

Варианты взаимодействия права и PR:
PR-освещение юридических процессов (одностороннее информирование или коммуникация с обратной связью). PR-деятельность не влияет на юридическую деятельность;
PR-освещение юридических процессов для достижения благоприятных для развития юридической деятельности условий. Право влияет на PR-деятельность, формируя ее цели;
PR-стратегия в рамках которой используются правовые способы воздействия. Юридическая деятельность подчинена PR-стратегии (т.е. возможна инициация обращений в суд заведомо проигрышных с юридической точки зрения, но успешных с точки зрения PR).

К сожалению, на практике чаще всего встречается первый вариант, который не является оптимальным. Хотя есть сферы, где право и PR уже давно и тесно комплексно используется, в том числе и при защите репутации – это политическая борьба и рейдерская деятельность.

Соответственно в настоящее время актуально осмысление накопленного опыта совместного использования права и PR, создание гуманитарно-правовых технологий (PRава) и адаптация их для применения в различных сферах общественной жизни. Также стоит вспомнить слова Курцио Малапарте: "Искусство защиты современного государства основано на тех же принципах, что и искусство его захвата". Эта идея важна для тех случаев, когда угроза репутации, сформулированная в рамках закона и подкрепленная PR-ресурсами, может использоваться для защиты своих интересов, например взыскания задолженности и т.д.

Что мы защищаем с точки зрения законодательства? Собственно, деловая репутация, как закреплено в Гражданском кодексе РФ, есть и у физических лиц, и у юридических лиц. Кроме того физические лица также имеют право на честь и достоинство. Эти понятия определяются следующим образом.

Достоинство - это совокупность каких-то качеств, а также уважение этих качеств в самом себе, то есть самооценка индивидом собственных способностей, достоинств и недостатков, своего общественного значения (внутренняя оценка).

Честь - это достойные уважения качества личности, социальная оценка индивида обществом, окружающими людьми (внешняя оценка).

Деловая репутация – это сложившееся в обществе, социуме мнение о деловых качествах (достоинствах и недостатках) конкретного физического или юридического лица в сфере делового оборота.

Наиболее типичная ситуация для успешного обращения в суд за защитой чести, достоинства и деловой репутации – распространении в СМИ утверждения о фактах, не соответствующих действительности и позорящих гражданина или организацию, т.е. описывающих их поведение в виде, которые общественностью считается негативным.

Варианты юридической защиты репутации, чести и достоинства:
Возбуждение уголовного дела по статьям УК РФ: 129 "Клевета", 130 "Оскорбление", а также редко применяемой ст. 137 "Нарушение неприкосновенности частной жизни"; - подача гражданско-правового иска для привлечения к ответственности за причинение вреда чести, достоинству и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ "Защита чести, достоинства и деловой репутации");
Обращения в государственные органы (Федеральную антимонопольную службу и т.д.), в связи с нарушениями требований закона о рекламе, проявлениями недобросовестной конкуренции.

Также могут применяться редко используемые методы: обращение в Конституционный суд РФ, международные судебные инстанции, а также альтернативные методы разрешения споров по репутационным вопросам:
Обращение в третейские суды;
Медиация (посредничество).

Альтернативные методы во многих случаях предпочтительнее, если необходимо сохранить отношения между спорящими организациями и избежать огласки.

Основные проблемы юридической защиты репутации:
Оценочный характер используемых понятий "позорящие сведения" (сложно определить какие именно сведениями являются позорящими в конкретном контексте);
Сложность различения утверждения о фактах и мнения (высказывание мнения – клеветой, как правило, не является);
Проблемы фиксации распространения (особенно в сети Интернет) и поиска стоящих за анонимным распространением информации лиц.

Схема PR-сопровождения защиты или разрушения репутации:

1.1. Запуск и юридическое обеспечение правоприменительного процесса (обращение в милицию, суд и т.д.).

1.2. Информационное сопровождение юридического процесса (выполняет функции привлечения внимания и угрозы при незаконных действиях).

2.1. Массовое информационное освещение (пресс-релизы, статьи, комментарии в СМИ).

2.2. Точечное информационное освещение (письма конкретным лицам: руководителям правоохранительным органов, контрагентам и партнерам оппонента и т.д.).

3. Научно-консультационное сопровождение правоприменительной деятельности: заключения ученых, комментарии специалистов, обучение сотрудников и т.д.

4. Общественная поддержка с помощью:

4.1. Информирования соответствующих общественных организаций о совершенных действиях с предложением присоединиться к информационной кампании при совпадении интересов.

4.2. Создания реальных и виртуальных организаций, объединений для поддержки проекта защиты репутации (вариант создание подразделений, отделов в постоянных объединениях);

5. Сбор и обработка обратной связи: реакции оппонентов, общественности, правоохранительных органов. Информирование об этой реакции общественности, а также изменение юридической деятельности, если оно оказывается необходимым.

Типичные ошибки:
жалобы в различные органы без информационного сопровождения и юридической основы;
попытка сохранить в тайне ход судебного процесса, если существует вероятность, что оппонент будет его широко освещать;
освещение судебного процесса без консультации с юристами о правильности формулировок.

Основные факторы успешной защиты репутации:
совместная работа PR-специалиста и юриста;
максимальная оперативность в освещении юридической деятельности по защите репутации;
готовность предложить свою интерпретацию любым заявлениям оппонентов и решениям судебных органов.

Таким образом, часто только совместное использование права и PR дает возможность эффективно защитить репутацию. Соответственно становится актуальной задачей организация взаимодействия между юристами и специалистами в области связей с общественностью.  


Дмитрий Жданухин
raso.ru


Комментарии (0)

https://gamestik.ru